Буддисткие монахиниСуществует ли настоящее женское монашество в Таиланде или других странах, где распространена Тхеравада (Лаос, Камбоджа, Мьянма и Шри-Ланка)?

Как известно, первые женщины-монахини появились еще при жизни Будды. Это были его приёмная мать, младшая сестра его матери, воспитавшая маленького Сиддхартху и его жена и мать его сына, принцесса Яшодхара, женили на которой юного Сиддхартху в 16 лет.

Сам Будда признал способность женщин наравне с мужчинами к достижению Нирваны.

К сожалению, женская линия посвящения в монахини была утеряна в Тхераваде ещё в 11 веке.

В настоящее время в Таиланде существует институт Мэ Чи или«белых матерей», которые принимают 8 или 10 обетов, что включает в себя целибат и по сути равнозначно обетам младшего монаха (послушника)-саманеры. Им запрещено получать те буддийские знания, которые получают настоящие монахи, или бхикху по достижении ими 20-тилетнего возраста

Посвящённая в Мэ Чи женщина обривает голову и надевает особые белые одеяния, откуда и происходит название.

Мэ Чи может стать наставницей мальчиков-послушников, или самонер (мальчики и юноши до достижения ими 20-ти летнего возраста) только после окончания репродуктивного возраста.

Таким образом, женская монашеская община, или Сангха прервалась почти во всех странах (и Тхеравады, и Махаяны). Исключение составляет только Тайвань, где женская Сангха уцелела.

В наше время на Шри-Ланке существует около 20-ти женских монастырей, которые по с точки зрения Тхеравады признаны еретическими. Таким образом женская Сангха Шри-Ланки не признаётся в Таиланде.