Согласно буддизму в основе нашего сансарического существования лежат три базовые эмоции-аффекта: неведение ( на санскрите моха), привязанность (на санскрите двеша, «страсть») и гнев ( на санскрите рага).
Канонически эти омрачения в буддийской иконографии изображаются в виде животных:
неведение (игнорирование, тупость) в образе свиньи,
привязанность (зависимость, страсть) – в образе петуха,
гнев (злость, чувство мести, отвращение) – в образе змеи.
Свинья олицетворяет неведение, ибо ест всё без разбору. Также непонимание не видит разницы между благим и дурным, удачным и неудачным.
Петух — символ привязанности как стремления завладеть объектом опыта или слиться с ним, ибо он — а) владелец гарема и б) способен выискать в траве мелкое зерно; так и привязанность зорко концентрируется лишь на предмете своего влечения.
Змея либо уползает прочь, когда к ней приближается человек; либо нападает на него; так и гнев стремится устранить объект из поля восприятия, опыта либо избегая, либо уничтожая его.
Из базового неведения возникает привязанность, та в свою очередь создает ситуации, провоцирующие гнев. Они – своеобразный мотор, движущая сила всего колеса. Поэтому символические животные как бы ухватились за хвосты друг друга и, как белка в колесе, пустились в бег по кругу, приводя в движение Колесо сансары.